Мнение экспертов

Федоров Николай Васильевич

Министр сельского хозяйства Российской Федерации

«Мы оптимисты, поэтому испытания условиями ВТО и для нас, работающих в России, и для наших коллег из агробизнеса, это на самом деле предоставление новых условий, которыми мы должны воспользоваться. В первую очередь, для того, чтобы и аграрный сектор, и в целом экономика России, стали более конкурентноспособными с КНР, с США,  Канадой и т. д. Задача, мотивация, смысл у нас, по большому счету, именно в этом состоит.

Прежде чем вступить в ВТО, Россия многие годы тщательно готовилась к этому шагу, изучая опыты других стран, - более успешный и менее успешный, и приняла все-таки решение, чтобы мы начали работать в новых условиях и на тех условиях, которые нас удовлетворяют, кто бы и как бы ни критиковал из внутренних оппонентов. Благодаря длительным усилиям удалось сохранить многие меры защиты российского рынка, чтобы не было необоснованных рисков или ударов по отечественной экономике, по формирующейся экономике.»

 

 


Оболенцев Иван Александрович

Председатель Агропромышленного союза России

«Долгие годы одним из камней преткновения в переговорах по вступлению России в ВТО был уровень господдержки сельского хозяйства. На данном этапе трудно в полной мере оценить последствия вступления по части защиты внутреннего агропродовольственного рынка. Членство в ВТО не отменяет возможности таможенно-тарифного регулирования, его условия оговариваются при вступлении. Сегодня согласованные условия вступления в ВТО не ухудшают положения отечественного сельхозтоваропроизводителя. Реально мы ничего не потеряем в момент присоединения к международному торговому сообществу, потому что еще задолго до вступления добровольно начали исполнять нормативы, которые приняты этой организацией. Если российский АПК может пострадать, то, главным образом, из-за недостатка финансов, низкой эффективности управления и производства.

Будущее российского АПК — только в передовых технологиях, использовании лучших семян, пород скота, новейшего оборудования, развитии переработки и логистики, активной маркетинговой политики по продвижению отечественных продуктов. Это потребует серьезных инвестиций. Бизнесу и власти придется серьезно потрудиться для того, чтобы российские предприятия стали полноценными участниками рынка. Сильнейшим катализатором повышения уровня конкурентоспособности российского аграрного бизнеса будет вступление в ВТО, что позволит России стать значимым экспортером агропродовольственной продукции. Не быть членом ВТО и при этом претендовать на роль крупного экспортера продовольствия просто невозможно.»

 

 

 

Слепнев Андрей Александрович

Министр по торговле Евразийской экономической комиссии

«Никаких «шоков» в связи с присоединением России к ВТО не будет. Ждать и опасаться, что жизнь предпринимателя резко и кардинально изменится после 1 сентября, тоже не стоит. Будет поэтапное движение и изменение экономической ситуации.

Прежде всего, это касается сферы международной торговли. С одной стороны, расширятся возможности для привлечения капитала извне и продвижения своей продукции и услуг за рубежом. С другой стороны, будет ощущаться рост конкуренции на внутреннем рынке. Присоединение нашей страны к ВТО будет стимулировать всех производителей думать о своих конкурентных перспективах и позициях не только на местном рынке, но и в системе мировой торговли в целом.

У России есть ряд преимуществ по сравнению с другими странами — более дешевое сырье, квалифицированная рабочая сила, многочисленные природные запасы. Это все дает дополнительную конкурентоспособность на мировом рынке, которой мы просто обязаны воспользоваться.

Переговоры по присоединению к ВТО велись 18 лет. За это время давным-давно имплементированы все требования этой организации. По сути, несколько последних лет мы уже живем по правилам ВТО. Отрегулировано законодательство, достигнуты договоренности о мерах, способствующих адаптации отдельных отраслей экономики к новым реалиям. Так, мы добились беспрецедентных преференций для нашего сельского хозяйства.

Да, будет изменение таможенных пошлин для ряда отраслей — комбайны, автомобили и т. д. Но и в этих секторах будут определенные комплексы решений, которые сдемпфируют ситуацию, сделают ее более приемлемой для отечественного производителя. Нам нужно смелее конкурировать и выходить на внешние рынки.

Все будет развиваться поэтапно и сбалансированно.»

 

 

 

Корешков Валерий Николаевич

Министр по вопросам технического регулирования Евразийской экономической комиссии

«В договорно-правовой базе Таможенного союза важное место занимает Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Данное Соглашение основано на принципах и нормах Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО).

Требования технических регламентов в равной мере применяются как для продукции, произведенной в государствах-членах Таможенного союза, так и для ввозимой на единую таможенную территорию Таможенного союза. Таким образом, исключается возможность установления неравных режимов для национальных и зарубежных производителей. При разработке технических регламентов за основу принимаются международные и региональные стандарты, правила, директивы и рекомендации.

Что касается разработки межгосударственных стандартов, то здесь приоритетами являются актуальные версии международных и региональных стандартов. Этим создается платформа для здоровой конкуренции с ввозимыми товарами и обеспечивается повышение экспортных возможностей производителей продукции государств-членов Таможенного союза.»

 

 

 

Лякишев Дмитрий Владимирович

Советник Постоянного представительства Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве

«ВТО — это не только система обязательств, но и система прав членов этой организации по отношению друг к другу и разрешенных инструментов торгового регулирования. Корректное использование этих прав и инструментов — задача любого правительства, ответственно относящегося к членству своей страны в ВТО.

Главное — отделить реальные проблемы, непосредственно связанные с выполнением условий нашего присоединения к ВТО, от системных проблем, связанных с неконкурентоспособностью либо неэффективным управлением предприятиями — проблем, которые наше членство в ВТО не сможет ни усугубить, ни исправить.»

 

 

 

Спартак Андрей Николаевич

Директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, руководитель Комитета по содействию внешнеэкономической деятельности ТПП РФ

«Присоединение России к ВТО — это не столько перечень конкретных обязательств, сколько осознанная (пусть и не всеми) необходимость качественного прорыва в решении задач развития и модернизации нашей страны.

Полагаю, сейчас очень важно одновременно двигаться вперед по следующим направлениям:

1.разработка комплекса мер адаптации отраслей отечественной экономики и российских регионов к условиям членства в ВТО. Предлагаемый ЦМТ Москвы проект Международного делового центра «Россия в ВТО» имеет все шансы стать действенным механизмом его реализации;

2.обучение бизнеса в полном объеме использовать механизмы ВТО для защиты собственных интересов на внутреннем и внешнем рынках. Такие инструменты, как изменение ставки импортного тарифа, антидемпинговые, компенсационные и другие меры, должны применяться более широко, оперативно и результативно;

3.работать на опережение в предлагаемой ВТО новой, открытой системе координат. Так, реализация в полном объеме Национальной предпринимательской инициативы, направленной на радикальное улучшение предпринимательского климата в России, позволит максимизировать инвестиционные эффекты членства в ВТО, связанные с повышением прозрачности и предсказуемости страны для иностранных инвесторов;

4.формирование конкурентоспособной национальной системы поддержки и продвижения экспорта, что позволит получить реальные дивиденды от улучшения условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки. На решение этой задачи направлены уже одобренная Правительством РФ Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», а также подготовленный Минэкономразвития России проект Госпрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности».

ВТО, безусловно, — вызов размеренному, «тепличному» развитию. Но одновременно это и стимул задействовать имеющиеся резервы повышения национальной конкурентоспособности, начать зарабатывать не только на экспорте сырья, но и использовать конкурентные преимущества в интеллектуальной и технологической сферах.»

 

 

 

Баранникова Ольга Петровна

Генеральный директор Союза участников потребительского рынка

«Мы долгие годы занимаемся гармонизацией российского законодательства с международными нормами, при этом не всегда понимая происхождение этих норм и их обоснование. На мой взгляд, вступление России в ВТО в первую очередь означает, что Россия сможет стать полноправным участником переговоров по формированию правил международной торговли, а значит, отстаивать свою позицию и влиять на содержание этих правил.

Но для того, чтобы участвовать в переговорах на равных, нужно внимательно разобраться в содержании существующих норм. Следовательно, на данном этапе главное — проведение семинаров и круглых столов, призванных дать российским заинтересованным лицам ясное понимание структуры соглашений ВТО, процедур обсуждений и внесения изменений в правила ВТО. Именно поэтому СУПР инициировал проведение в Москве осенью этого года семинара по Кодексу Алиментариус — своду пищевого законодательства, обязательного для стран — участниц ВТО.

Вступление России в ВТО — это крушение последнего железного занавеса, переход от ксенофобии и поисков доморощенного «особого пути» к признанию и соблюдению международного права, активному участию в его формировании. То, как мы сумеем этим воспользоваться, зависит от грамотности и эффективности наших экспертов.»

 

 

 

Дюмулен Ипполит Ипполитович

Профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ ВАВТ Заслуженный деятель науки России

«Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих импортеров и экспортеров, предпринимателей и потребителей открытые, универсальные и стабильные «правила движения» на мировом рынке товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности. Россия, присоединяясь к ВТО, получает легитимный выход в это правовое пространство и возможность международно-правовой защиты своих интересов гарантируемую нормами ВТО. Для бизнес-сообщества России это означает, что российская правовая система станет более стабильной и обеспеченной не только национальными, но и международными обязательствами по ВТО.

ВТО — это инструмент многосторонней коммерческой дипломатии и им надо научиться пользоваться. Поэтому одна из важнейших задач на нынешнем этапе — это создание системы информационного обеспечения российских предпринимателей, экспортеров и импортеров, а также служащих федеральных, региональных и муниципальных органов связанных с внешней торговлей о деятельности ВТО и возможностях, которые открывает присоединение к ВТО для защиты экономических интересов России.»

 

 

 



© Союз сахаропроизводителей России Все права защищены. Перепечатка и другое использование материалов только с согласия Союза сахаропроизводителей России